Проект Ванзетур - моя малая Родина | Образовательная социальная сеть

Проект Ванзетур - моя малая Родина"
Данная работа направлена на изучение истории и топонимики посёлка Ванзетур. Исследовательская работа имеет четкую структуру и состоит из введения, основной части, практической части (результаты анкетирования обучающихся, разработка лепбука), заключения, библиографии и приложения.
Работа написана грамотным языком. Оформление работы соответствует предъявленным требованиям.
Во введении автор объяснила актуальность своей работы и выдвинула гипотезу о том, что человек, интересующийся историей родной страны, своей малой родины, будет заботится о ней и стремиться к развитию своего посёлка и всей страны. В Исследовательской работе чётко сформулирована цель, , поставлены конкретные задачи. Введение выглядит достаточно содержательным и емким, описаны этапы работы над проектом и его практическая значимость. В результате четкого изложения цели работы в изложении основной части исследовательской работы присутствует логичность, четкость, последовательность. В своей теоретической части работы автор работы рассматривает историю возникновения посёлка, его традиции, освещает национальные промыслы. Она провела объемную исследовательскую работу по выявлению интересных исторических фактов. Мария опрашивала жителей посёлка, собирала их воспоминания, фотографии. Проанализировала результаты исследований и подтвердила выдвинутую гипотезу.
В качестве продукта проекта представлен детально проработанный интересный лепбук, включающий в себя следующие темы:
- История возникновения посёлка
- Спецпереселенцы
- Участие жителей посёлка в Великой отечественной войне – труженики тыла
- География посёлка
- Природа посёлка
- Народные промыслы
- Школа
- Культура
- Юван Шесталов – наша гордость
- Пожелания Ванзетуру
Автор провела анкетирование среди обучающихся щколы, результаты которого представлены и проанализированы в виде диаграмм. А также ею было проведено внеклассное мероприятие для обучающихся начальных классов по теме проекта.
Библиография включает разные источники информации (книги, статьи, интернет-источнники, видео материал), оформленные в соответствии с требованиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 790.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Ванзетурская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция обучающихся 5-11 классов Берёзовского района «Шаг в науку»,
посвящённая 100-летию образования Берёзовского района
Наименование номинации: Колесо времени
Тема: Ванзетур – моя малая Родина
Автор работы: Полякова Мария Сергеевна, 10 класс.
Руководитель: Полякова Светлана Сергеевна, учитель английского языка.
п.Ванзетур, 2023 г.
История возникновения посёлка……………………………… ………………6
Традиции нашего посёлка…..………………………………………………. 15
Национальные промыслы и ремёсла………………………………………….21
Юван Шесталов и Ванзетур…………………………………….……………24
Результаты анкетирования. Создание лепбука для пробуждения интереса к истории и культуре родного посёлка…………………………………………34
Что значит «Родина моя»? –
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой…
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Почему наш родной край часто кажется таким малоприметным, серым и скучным? А дальние страны и города манят нас, как магнит. Порой лишь с возрастом человек начинает понимать и чувствовать скромную красоту родных лесов и полей, волнующую тихую голубизну наших рек и озер, видеть поэзию в названиях сел и деревень. Хотелось бы, чтобы открытие каждым человеком своего края состоялось как можно раньше, и интерес этот сохранялся как можно дольше!
Актуальность: Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине, к тому месту, где ты родился. Малая Родина – это исток, начало, откуда все мы делаем первые шаги в большой мир. Многие люди, а особенно школьники, не знают родословную своей семьи, не знают биографий бабушек и дедушек, плохо представляют себе жизнь наших предков, даже не задумываются о происхождении названия села, в котором родились и выросли. Именно поэтому меня и заинтересовала данная тема, я хотела бы ближе познакомиться с местом, откуда родом мой отец, бабушка и дедушка и познакомить ребят из моей школы с собранным материалом. Именно с детских лет, маленький человек учится любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Если ребёнок будет знать историю своего края, села, памятников архитектуры, он никогда не совершит акта вандализма, он будет знать им цену. Наш посёлок в основном населяют малочисленные народы: манси и ханты, но их традиции и культура, если мы не будем их бережно хранить и передавать подрастающему поколению, могут попросту исчезнуть, как и сам посёлок с карты России.
Этого нельзя допустить. Каждый человек должен знать историю, традиции и культуру своей малой Родины и гордиться ей, ведь даже самый маленький посёлок несёт в себе культурную и историческую ценность, хранит корни народов, проживающих на его территории и играет большую и важную роль в истории нашей большой страны. В этом и состоит гипотеза исследования .
Цель моей исследовательской работы заключается в том, чтобы вспомнить забытое, открыть неизвестные для меня страницы истории своей малой родины.
Исходя из цели данной работы, были определены следующие задачи:
- Найти информацию об истории образования посёлка Ванзетур,
- выяснить, как обустраивался посёлок,
- узнать о национальных промыслах и ремёслах в посёлке
- выяснить, какую информацию о нашем посёлке знают обучающиеся нашей школы.
- проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы исследования.
- создать лепбук по теме «Ванзетур- моя малая Родина»
Объект исследования – посёлок Ванзетур Берёзовского района.
Предмет исследования – история посёлка Ванзетур.
Время проведения исследования: 2023 г.
При создании работы использованы основные исследовательские методы:
1) теоретический (изучение литературных источников),
2) метод опроса (беседы со старожилами, родственниками старейших жителей посёлка Ванзетур),
3) метод изучения документов (официальных и личных).
Для достижения поставленной цели выбран следующий ход исследования:
1. изучение имеющейся литературы по поставленной проблеме,
2. сбор фактического материала на основе опроса земляков,
3. изучение материалов архивного фонда, документов из семейных архивов, периодических изданий,
4. просмотр фотографий и отбор значимых для создаваемой работы,
5. проведение анализа собранного материала, его систематизации.
6. формулирование выводов, оценка полученных результатов.
В ходе работы были отсканированы документы и фотографии, которые хочется сохранить на память для последующих поколений.
Практическая значимость исследования: Мною собран богатый фактический материал для школьного музея, создан лепбук для более увлекательного путешествия в мир истории и традиций моего посёлка Ванзетур, а также материал можно использовать для проведения библиотечных уроков, классных часов и краеведческих мероприятий.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовительный
Определение темы, цели, задач, содержания проекта
2 этап. Основной этап
- Сбор информации и изучение источников информации (книги, интернет-источники, встречи с жителями посёлка, сканирование фотографий)
- Проведение анкетирования среди обучающихся МАОУ «Ванзетурская СОШ» с целью выяснить, что ребята знают о родном посёлке
- Анализ информации по результатам анкетирования, оформление ответов в виде диаграмм
3 этап. Заключительный этап.
- Создание познавательного лепбука по материалам проекта
- Проведение мероприятия для обучающихся начальных классов по теме «Ванзетур – моя малая Родина»
- Оформление проекта и презентации для защиты
История возникновения посёлка
В Берёзовском районе, на правом берегу реки Северная Сосьва, стоит посёлок Ванзетур, которому недавно исполнилось 90 лет. Документальные материалы о прошлом поселка Ванзетур, к сожалению, в районном архиве отсутствуют, но в некоторых сохранившихся архивных документах и других источниках есть, хотя и незначительные сведения о поселках, входящих в Ванзетурскую территорию.
В книге «Описание Тобольского округа» (статистические данные по переписи населения в 1926 году) поселок Ванзетур отсутствует. Но есть сведения о населенных пунктах: Ватарнельский мыс ( - тернельский, Ваттарн - ньел пауль) поселок. В нем проживали в 10 хозяйствах 43 человека из них 11 мужчин, по национальности 41 русский, зыряне - 2. В современном обиходе, в 50-70-х годах этот поселок носил название Baттерноль, жили в нем, в основном, русские. В переводе с манси языка на русский «Ватерноль» означает «бережной мыс», «Ванзетур» -«заливной сор с муравой». В этом же источнике упоминаются селения территории: юрты Комратские, где проживали 39 вогулов (манси) в 8 хозяйствах, юрты Лапоркие, проживают 30 вогулов в 9 хозяйствах, выселок Лагорский, проживают 16 русских в 3 хозяйствах, юрты Неремовские, проживают 86 вогулов и 2 зырянина в 23 хозяйствах, юрты Новые (-инские) проживают 58 вогулов в 14 хозяйствах, поселок Чуанельский мыс (юрты Чуенел), проживают 67 русских в 18 хозяйствах, юрты Резимовские, проживают 45 вогулов в 7 хозяйствах, юрты Малеевские , проживают 30 вогулов в 6 хозяйствах.
Поселок Ванзетур начал строиться в 1930 году спецпереселенцами, в основном из Свердловской области из города Магнитогорска. Были также немцы из Крыма, рязане, евреи. Крепкие семьи, настоящие хозяева. Кто-то имел «лишнюю», недозволенную по тем нормам, корову, кто-то не захотел вступать в колхоз, за что и поплатился. Их отнесли к классу кулаков, конфисковали всё имущество и практически без вещей выслали в Берёзовский район. В Берёзовском районе на тот момент проживало более 10000 спецпереселенцев, в основном из Свердловской, Тюменской и Челябинской областей, позже к ним примкнули калмыки, немцы и евреи.
Людей высадили на пустынный берег, выдали им пилы и лопаты. Кто-то пилил лес, выкорчёвывал пни, кто-то рыл землянки. Но первое здание, появившееся в Ванзетуре – это комендатура, где спецпереселенцы должны были ежемесячно отмечаться, так как все были репрессированные и были случаи побегов. Часов не было, был вывешен флаг, по нему ориентировались, когда идти на работу, когда с работы. Утром флаг поднят – на работу, в обед флаг поднят – пора обедать, вечером поднят – пора на отдых. И только после строительства комендатуры люди начали строить для себя, до этого жили в выкопанных землянках. Но так как раскулаченные семьи были работящими и ответственными хозяевами, то они отстроили для себя посёлок. Чтобы не умереть с голоду, расчищали поля, сеяли рожь, овес, ячмень, садили картофель. Все это делалось вручную. В первые годы урожаи были небольшими, так как земля никогда не знала удобрений.
Из воспоминаний Валерия Ефимова «Рассказы спецпереселенцев из Магнитной»: Наша жизнь в Вазентуре. Ехали мы в телячьих вагонах трудно, в антисанитарных условиях. Помню, что я дорогой на стоянке выглянул из вагона, а красноармеец пригрозил мне штыком. Привезли нас в Сибирь, край, где жили остяки и зыряне. Поселили в поселке Вазентур. Строились сами. Сначала разбили места под дома, а номера домов написали на дощечках и прибили к кедрам. Учились в поселковой школе. Местные ребята дразнили нас: «Бурзуи! Бурзуи!» Я закончил семь классов в Ванзетуре. А дальше нужно было ехать в Шайтанку или Березово. Но у нас не было денег. Жили мы там не голодно, хорошо жили. Голода не знали: много ягод, рыбы, птицы, зверья. Приезжающие из Центральной России удивлялись нашей сытной жизни. Старшая сестра, Анна, вышла замуж за Дмитрия Колобова. Жили они неплохо, имели лошадь. Когда там начали создавать колхоз, то лошадь эту объединили с другими и забрали в колхоз. Наши родные смеялись: «Ну вот! Второй раз раскулачили». Я до армии работал в колхозе почтарем. Почту гонял «по веревочке» (эстафетой). Отца забрали по линии НКВД первый раз в 1933 году, потом второй раз - 1935. А в третий раз и расстреляли. [1]
Из воспоминаний ветерана труда Анны Михайловны Ефимовой (Колобовой): Места, куда нас сослали, дикие - тайга и глушь. Жили тут дикие остяки и «самоеды»: они носили косы и одевали «малицы» из оленьей шкуры. Возле Березова у них - «святое озеро», кишащее рыбой. Остяки голодали, но рыбу не трогали. Они его даже охраняли, не давали никому ее ловить. Другой народ назывался «зыряне». У них свои обычаи. Когда хоронят умершего, то могилку делают в виде сундука с крышкой, чтобы покойник выходил. Если мужчину хоронят, то в могилу кладут охотничьи лыжи. ружье и котелок. Дров нарубят и ставят к могиле, но их (дрова) никто не берет. На ссылке рыболовный промысел, потому что летом там рыбы было полно. Как лед сойдет, чебак идёт икру метать. Ловили его и солили в кадках. Селедку жирную солили в бочатах. Одни сутки рыбачит одна бригада, другие сутки - сменная. Бригадира называли «башлыком». Папа тоже одно время был «башлыком», работал на должности счетовода и бригадира. Работала я на тяжелой работе и куда пошлют. В семнадцать лет я тянула лямку большого невода наравне с мужчинами, а зимой в сорокаградусный мороз, тоже наравне с мужчинами, пилила и шкурила лес. Жили на ссылке в «шалмане», общей избе с нарами. Строили такие дома мужчины, а мы, молодежь, долбили мерзлую землю и поднимали ведрами на потолки. Получали норму 600 граммов хлеба на рабочего, а на иждивенца - 400 граммов. Я одна работала, а мама болела (она была сердечница), а папу каждый год брали в штрафную роту в Березово. Там его заставляли бесплатно работать, а когда он терял силы, списывали, и он, чуть живой, приезжал домой.
Так как ничем необходимым спецпереселенцев не снабжали, они были вынуждены сами организовывать свой быт. Для строительства домов и сооружения печей был необходим кирпич. Домашняя утварь, в частности посуда, также отсутствовала, поэтому переселенцы стали изготавливать её сами из местной глины. Так в 1933 году за посёлком Ванзетур было построено помещение, или, как его тогда называли, кирсарай, - для изготовления кирпича, который, в основном, шёл на нужды посёлка. Более подробное описание керамического производства отсутствует, но можно предположить, что производство было организовано самым простым способом, а из продукции кирсарая в воспоминаниях упомянут только кирпич. Кирпичное производство в посёлке Ванзетур имело локальный, кустарный характер, продукция использовалась населением посёлка для возведения печей и постройки зданий. В воспоминаниях 50-х годов о кирсарае уже не упоминается, скорее всего, к этому моменту производство кирпича в посёлке уже было свёрнуто. [2]
В 1930-м году также была открыта начальная школа. Под нее была отдана квартира в 5-ти квартирном бараке. Работают три учителя. Директор школы Акулов Анатолий Иванович. 23 мая 1931 года образуется Приобский сельский совет депутатов трудящихся. Хоть и жили тяжело и по всем меркам было не до развлечений, но всё же в 32-м году строится клуб. Очень редко приезжал из Березово киномеханик, «крутил» фильмы. Ставились концерты к майским, ноябрьским праздникам. В этом же здании была почта. Почту возили на лошадях по зимнику, летом на катерах. Позже, когда почту перевели, помещение отдали под библиотеку. Строится магазин-продают муку, крупы, спички.
В документах за 1935 год имеются также сведения о колхозах и простейших производственных товариществах Ванзетурской территории:
- На 1 октября 1935 года функционирует колхоз имени Карла Маркса (д. Чуанель), образованный 20 марта 1931 года, объединивший 24 хозяйства, в которых 31 батрак и 18 бедняков. Население колхоза - 78 человек, из них 5 зырян, 44 русских. Председателем избран Канев Александр Николаевич.
- Колхоз «Красный рыбак» (д. Новая, Новинские), созданный 20 февраля 1929 года, объединивший 22 хозяйства. Население колхоза 64 человека, из них 27 русских.
- Действуют также два простейших производственных объединения: в юртах Камратских имени «17 партсъезда ВКП(б)», объединившие 6 бедняков, 3 середняков, население 27 человек - вогулы (манси). Председатель Сюмин Григорий.
- В юртах Неремовских имени «Комитет Севера», объединившие 16 бедняков, 3 середняков, население 34 человека, вогулы (манси). Председатель Курлин Андрей. В документах за 1936 год указано в отчетах, что созданы были объединения в юртах Камратских и Неримовских в 1933 году.
- Сохранены годовые отчеты за 1937 год неуставных сельхозартелей имени «Северная Заря» (п. Ванзетур) и «Урманец» (п. Ванзетур). Из отчета артели «Северная Заря»: колхозников мужчин - 58, женщин - 56, подростков - 19. Председатель Полетаев Андрей Яковлевич.
- В фонде №70 «Комитет по земельным ресурсам и землеустройству» за 1938-41 г. сохранены сведения по колхозу «Новый путь» (юрты Малеевские), который образован из единоличных хозяйств юрт Малеевских 7 мая 1936 г. на уставе простейшего производственного товарищества. Осенью 1939 года колхоз принял Устав рыболовецкой артели, объединившей 7 хозяйств с населением в 33 человека, из них трудоспособного населения 17 манси. [3]
Из анализа архивных документов явствует, что основными отраслями в колхозах и артелях были рыбодобыча, охотпромысел, животноводство, растениеводство (посев картофеля и овощей) в поселках Ванзетур, Чуанель, Лапоры.
В 1933 года, после организации неуставной сельхозартели «Урманец» в п.Ванзетур, идет строительство скотника для нескольких коров, строится телятник на две половины – в одной содержатся телята, в другой овцы. Была молоканка. Молоко сепарировали вручную. В 1934-ом году открывается школа-семилетка, директором которой стал Егий Владимир Викторович. Строительство больницы было закончено примерно в 1935 году. Фельдшером в посёлке тогда работал Соснин Иосиф Савич, а жена его Таисья Петровна была акушеркой. Здесь на месте принимали роды, лечили, даже был стационар для экстренных случаев. В 1936 году были первые выборы, проходили они в школе. Пол был застелен половиками. Все были нарядно одеты. Депутатом избрана Пухленкина Хеония Петровна. Жизнь понемногу налаживалась. В конце поселка построили парники, где выращивали капусту, лук, морковь, огурцы и другие овощи. Часть овощей выдавалась на заработанные трудодни, излишки сбывались в районе. В животноводстве и растениеводстве работали в основном женщины и дети. Мужчины были заняты на строительстве, занимались охотой, ловом рыбы. На заработанные трудодни начислялись деньги. Часть из них высчитывалась за выдаваемые в счет трудодней овощи, молоко и масло, остальные выдавались колхозникам. И тогда можно было что-то приобрести в магазинах, к тому времени был открыт и промтоварный в леспромхозе. В 1938 году председателем сельхозартели «Урманец» работает Минеев Эдмунд Готлибович.
В период 1940-1950 годов происходят коренные экономические изменения в колхозах и артелях, вызванные Великой Отечественной войной и выездом семей спецпереселенцев из поселков Ванзетур, Лапоры, Чуанель в места прежнего местожительства. В 1941 году война забирает из поселка все мужское население, начиная от 18-летних юношей и кончая пожилыми мужчинами. Всех, кто по состоянию здоровья мог сражаться на фронте. Остались в деревне одни старики, женщины и дети. Все тяготы военной жизни легли на их плечи. Мальчики-подростки сразу повзрослели, ведь они стали считаться единственными мужчинами, поэтому покос, рыбалка были возложены на них. Рыбу сдавали и этим помогали фронтовикам, а сами жили впроголодь. Многим пришлось работать на валке леса. Да и девушки не отставали от них. Работали летом на прополке полей, на покосе, занимались сбором ягод и грибов. Осенью собирали урожай картофеля, овощей, зимой вывозили на лошадях сено с полей. Многие работали круглый год на рыбалке, в лесу. В годы войны появились калмыки, тоже репрессированные. Им приходилось несладко. Не привыкшие к морозам, без теплой одежды, они работали в основном на рыбалке. Также в войну, для того, чтобы женщины могли не беспокоиться за своих малышей, начинает работать детский сад-ясли (в бывшем бараке возле конторы совхоза). Из ушедших на войну 157 человек (цифра не точная, в архиве данные не сохранились) в поселок вернулись всего 29 человек. Поселок опустел наполовину…
Колхозы за годы войны экономически «ослабли», произошел отток мужского населения. В связи с этим процессом необходимо было принять меры по укреплению колхозов. В 50-х годах начинается кампания по объединению колхозов. Первыми на основании решения исполкома Березовского районного совета депутатов трудящихся от 9 ноября 1951 года, решений общих собраний колхозников объединены рыбоартели имени 17 партсъезда (д.Камратка), имени Коминтерна (д.Новинские), имени 18 партсъезда (д.Неримово). Объединенный колхоз с центром в д.Новое по решению общего собрания колхозников назван «Путь к коммунизму», председателем избран Антипин Иван Павлович. Решением исполкома Березовского районного совета от 15 января 1954 года, общих собраний колхозников объединены сельхозартели имени «Северная -Заря» (п.Ванзетур) имени Карла Маркса (д.Чуанель), имени «На новом пути» (п.Лапоры) с центром в п.Ванзетур. Объединенная сельхозартель по решению собрания колхозников названа имени Никиты Сергеевича Хрущева. В следующие годы объединяются колхозы «Путь к коммунизму» (д. Новое) и имени Хрущева Н.С. Объединенная сельскохозяйственная артель названа «Путь Ленина». Председателем избран Вокуев Михаил Иванович. 1 сентября 1961 года на базе сельхозартелей «40 лет Октября» (рп.Березово) и «Путь Ленина» (п.Ванзетур) и подсобного хозяйства Березовской геологоразведочной экспедиции создан мясо-молочный совхоз «Ванзетурский» с центром в р.п.Березово и отделениями Березовское, Шайтанское, Ванзетурское.
Но жизнь в посёлке после войны не остановилась. Так, 1949 году в Ванзетуре появляется первая «электростанция». Когда в домах загорелся свет, молодежь даже придумала песенку:
От избы и до избы
Зашагали торопливые столбы
Зашумели, загудели провода
Мы такое не видали никогда.
Нам такое и не снилося во сне,
Чтобы солнце зажигалось на сосне,
Чтобы радость подружилась с мужиком,
Чтоб у каждого звезда под потолком
В 1952 году закрываются школы в малых деревнях – Лапоры, Новое, Неремово, Камратка. Детей на учебу отправляют в Ванзетур, где под интернат отдают три барака.
В 1954 году решением общих собраний колхозов объединили три сельхозартели в д. Лапары, д. Чуанель, п.Ванзетур с центром в п.Ванзетур. Назван колхоз был имени Н.С. Хрущева. Председателем избран Вахромеев Леонид Федорович, затем его обязанности возлагаются на Чагина В.П. А с 1955-1958 г. колхозом руководит Витязев Максим Яковлевич. 9 апреля 1959 года Приобский с/совет переименовали в Ванзетурский. В 59-60-х годах объединяются колхозы д.Новое и п.Ванзетур. Колхоз стал называться «Путь Ленина». Председателем избран Вокуев Михаил Иванович В 1961 году создается мясо-молочный совхоз «Ванзетурский» на базе сельхозартелей «Путь Ленина» (п.Ванзетур), «40 лет Октября» (п.Березово) и подсобного хозяйства Березовской геолого разведочной экспедиции. Директором совхоза назначен Барихин Иван Андреевич, а управляющим Ванзетурским отделением – Вокуев Михаил Иванович.
Совхоз по характеру производства представлял многоотраслевое хозяйство с уклоном животноводства, включающего отрасли: молочное, мясное, звероводство. С первого года образования совхоза проводится работа по специализации хозяйства. В 1962 году ликвидированы отрасли: звероводство и оленеводство. Хозяйство в основном базируется на производстве мяса и молока, с дополнительными отраслями: производство овощей и картофеля. Но в последние годы совхоз «Ванзетурский», в основном, занимается производством молока и мяса. 21 июля 1997 г. совхоз «Ванзетурский» реорганизован в общество с ограниченной ответственностью «Ванзетурский». За 36-летнюю свою деятельность совхоз внес значительный вклад в развитие сельскохозяйственного производства района.
В 1990-ые годы, когда произошёл полный развал Советского Союза, многое ушло в небытие. Жители посёлка до сих пор занимаются рыбной ловлей, охотой и сбором дикоросов, но только лишь для своих домашних хозяйственных нужд. А для коренных жителей поселения из числа малочисленного народа манси в настоящее время существуют определённые квоты на вылов ценных пород рыбы.
Конечно, сейчас в посёлке нет совхоза и других предприятий. Но в посёлке действует рыбопитомник «Ванзетур». Водоём уникален по своим характеристикам: хорошая кормовая база, небольшая глубина, высокий уровень насыщения воды кислородом. Выживаемость молоди в озере достигает 90%. В прошлом году осенью в реку Сосьва было выпущено 90 процентов подросшей рыбы из тех 50 миллионов мальков, которые были завезены в рыбопитомник. Работники рыбопитомника, среди которых и мой дедушка Поляков Александр Бориславович, постоянно отлавливают хищную рыбу: язя, щуку, окуня, сорогу, леща, чтобы они не съедали мальков пеляди. Кроме того, благодаря отлову этих хищников, хорошо сохраняется кормовая база для мальков. Выпускаемая молодь ценных пород станет не только уловом рыбаков, но и в значительной степени повлияет на баланс водной экосистемы региона.
Сейчас в посёлке есть и высокоскоростной интернет, и интерактивное телевидение, нет перебоев в поставках продуктов, для ребят посёлка организуют просмотры фильмов в поселковом клубе. Но с рабочими местами дело обстоит проблематично, что и влияет на то, что молодёжь не охотно возвращается в посёлок после учёбы. А хотелось бы, чтобы посёлок жил и процветал.
Традиции нашего посёлка
У посёлка Ванзетур есть свои традиции, часть из них постепенно забывается, так как год за годом уходят старожилы нашего посёлка, но также появляются и новые традиции, которые объединяют поколения людей, живущих здесь.
Сначала хотелось бы остановится на мансийских традициях, ведь основное население посёлка – это манси.
Ежегодно, 7 апреля, в Ванзетуре, также, как и на территории Ханты-Мансийского автономного округа, отмечается традиционный обрядовый праздник манси «Вороний день», который ещё называют «Щань хотал» - «День Матери». Его сакральность подчёркивается и в семантической мотивировке праздника – «святой день просьб». «Уринэква хотэл» – Вороний день, праздник в начале весны, во время прилета ворон. Его приуроченность к 7 апреля является более поздней, адаптированной к православному календарю.
По мнению манси, «вороны приносят весну». Это представление связано с особенностями поведения этих птиц. Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров ворона выступала покровителем женщин и детей. В связи с преобразующимися явлениями природы в основу праздника заложены представления о возрождении и обновлении, имеющие связь с родильной обрядностью.
Праздник считается женским, его символика направлена на женскую сферу деятельности как будничную, так и сакральную – рождение, семейное благополучие, любовь (и из наблюдений в природе – воспроизводство). В прошлом праздник отмечался несколько дней: день отправления обряда на священном женском месте, где принимают участие только пожилые женщины и девочки до наступления регул, семейный (домашний) день, с участием всех женщин и детей одной семьи, женский и девичий день, с участием женщин и девушек поселения (рода), общественный день, с участием всех членов поселения.
За день до прилета ворон, вечером, жители делали из сена гнезда, в них складывали конский помет, вместо яиц от 3 до 5 штук. Гнезда делали возле стайки, в огороде, каждый ребенок делал по несколько гнезд. Утром надо было рано встать и все собрать, чтоб другие люди не собрали. В каждом доме пекли золотистых птиц. В день праздника дети бегали по улице, держа на небольших палочках испеченных птиц, собирали щепочки. Желающие сходить в лес собирались вместе, несли с собой еду, готовили "саломат" ( мучная каша или густой мучной кисель из прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи, иногда с добавлением сала или масла) . Молились, призывая всех Духов - покровителей.
После трапезы играли в разные игры, соревновались, танцевали, пели песни, показывали сценки. Дети готовили луки и тупые стрелы, учились попадать в цель. На дерево вешали лоскутки, которые изготавливались на всех членов семьи. Людям верилось, что "Вороний праздник" принесет благополучие на целый год. С этим связаны приметы, гадания, приходившиеся на "Вороний день". Считалось, если 7 апреля ветер дует с севера, то "сорок утренников пройдет до тепла", т.е. сорок утренников сохранится холодная погода. Следили за тем, куда садится прилетающая ворона: если на верхушку дерева, то к "большой воде". По количеству снега определяли, много ли рыбы и ягод будет.
В настоящее время, «Вороний день» также массово празднуют. Проходят сельские гуляния, дети и взрослые с удовольствием играют в национальные игры и танцуют. Сохранились также традиции развешивания лоскутков на деревья и многие семьи пекут печенье в виде птичек. Праздник проходит ярко, интересно и весело.
В духовной культуре ханты большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «медвежий праздник» или «медвежьи игры».
Медведь, по преданию ханты, - предок-родственник. Первоначально этот праздник проводился только членами одной общины, но со временем он стал общенародным По древней легенде медведь был младшим сыном Бога Торума. Поэтому он такой сильный и ловкий. Бог отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать оленей. Но из-за голода и нападок гнуса наказ отца был нарушен. Поэтому на медведя обрушилась кара. Зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за непослушание. Душа же оставалась бессмертной и должна была возвратиться к Торуму. Медведя называют еще и лесным человеком. Ханты и манси почитают его. Праздник начинается с инсценировки охоты с множеством правил. Поются песни с извинениями, что пришлось убить медведя. Даже приносится жертва в виде олененка. Количество песен всегда нечетное. В песнях хвалят медведя, как представителя рода целого народа. Существуют специальные песни, которые исполняют по этому поводу, в костюмах и масках зверей. Люди подражают их повадкам и пляскам. Вороны выступают в роли воров, которые хотят своровать мясо и душу медведя. Люди стараются защитить и не дать похитить бессмертную душу. После песнопения начинаются спортивные соревнования и драматические инсценировки. Охотники соревнуются в метком попадании стрелами в цель, приготавливают медвежье мясо для обеда с соблюдением правил и ритуалов, после чего начинается трапеза. Отобедав, люди собирают все кости, чтобы захоронить в специальном месте, веря, что медведь сможет возродиться вновь.
Шкура, часть морды, губы, череп - считаются священными и хранятся отдельно. Голове оказывают всевозможные почести — к ней наклоняются для прощания, ее бережно вынимают из саней, торжественно передают с рук на руки и с ритуальной борьбой у двери вносят в дом, где водружают на «священный» стол среди яств — хлеба, печенья, конфет, рыбы, оленьего мяса. Перед ней ставят блюдце с курящейся чагой — целебным березовым наростом: это тоже обряд очищения. Медвежий праздник проводится по случаю убитого медведя, чаще зимой.
Из воспоминаний Полякова Сергея Александровича: «Помню в детстве было такое место МУЖСКОЕ, куда нельзя было ходить женщинам, в нашем роду это место было на чердаке. Вот по особым дням или событиям (медвежий праздник, собирались на охоту, родился мальчик или осенью, когда скотину на мясо режут), я с дядьями поднимался на чердак, они открывали огромный сундук, а в сундуке лежали медвежья голова, лапы и драгоценности: золотые изделия, старые монеты. На блюдцах поджигали кусочки древесного гриба (они долго тлеют и дают интересный запах дыма) и самый старший начинал просить Медведя о помощи или благодарить его за удачную охоту или улов.»
Из воспоминаний Новьюховой Розы Семёновны: «В детстве, до школьной поры, зимой, отец ездил на свое мужское место, святое. Место находилось в кедровом бору. У мамы было свое святое место, женское, но там берёз было мало, больше ивы были, так как место затапливаемое, низменное. И была одна берёза, вот на этой самой берёзе, на ветках, стояло что-то в виде сундучка, может небольшой чемоданчик, она туда ходила с женщинами. А папа ездил намного дальше, бор был далековато от дома. Как-то один раз меня папа взял с собой, и подъезжая к сумьяху (амбар на курьих ножках, небольшой, внутри можно находится только сидя) сказал мне, чтоб я сидела в санях и ждала его. Так как была зима, я устала его ждать и пошла посмотреть, что он там делает? Я потихоньку подошла к сумьяху и вижу: папа сидит на коленях перед идолами, они все одеты в платки по нескольку штук, и одевает платок на идола, приносит подарок значит, задабривает, чувствовала запах сэны (чаги), его жгут и круговыми движениями проводят возле идолов, отгоняя злых духов. Я себя не выдала и побежала к саням, так как папа уже заканчивал свой обряд. Пошаманил, можно и домой. На священные места мужские обычно папа ездил и с ним много было мужчин, для жертвоприношения забивали всегда животное: теленка либо барашка, шаманят, шепчут свои молитвы, просят об удаче на охоте или на рыбалке.»
Сейчас данные традиции отходят в прошлое и остаются только в воспоминаниях наших родителей, бабушек и дедушек, так как их истинных хранителей в посёлке уже почти не осталось.
Следующий праздник не менее важный – это День Обласа . Праздник открывает традиционный обряд поклонения Воде. Коренные жители верят, что каждый водоем имеет своего духа-покровителя. Чтобы задобрить его, люди бросают монеты в воду перед началом сезона рыбной ловли. Считается, что после этого рыболовам будет сопутствовать удача. После обряда состоятся соревнования на обласах - национальных одновесельных лодках народа ханты. В соревнованиях могут принимать участие мужчины и женщины. Победителей соревнований ждали призы. Показать свою удаль могли не только представители коренных народов, но и все желающие, приняв участие в национальных играх: перетягивании палки, прыжках через нарты и стрельбе из лука.
Праздник уходит своими корнями в древние времена, когда
мужчины народов ханты и манси открывали соревнованиями новый сезон рыбной ловли, выявляя самых сильных и ловких юношей своего поселения.
Мне кажется, что продолжением данной традиции стали
«Мань Хап» - гонки на калданках.
К более современным традициям относятся ежегодные соревнования -гонки на калданках «Мань Хап», которые традиционно проводятся в Ванзетурском сору и принимают участников со всего Берёзовского района. Это очень зрелищное и значимое мероприятие для жителей посёлка Ванзетур. Основная цель соревнований по гребле на калданках «Мань Хап» – популяризация национальных видов спорта и в целом культуры коренных народов, издревле проживающих на северной земле. В соревнованиях в качестве участников принимают участие подростки, молодежь и взрослые, остальные категории граждан это просто гости, приехавшие поболеть за участников и хорошо провести время. Калданка (в пер. с мансийского языка «маленькая лодка») - это традиционная лодка жителей западной части Югры, которую сшивают из трёх досок. Калданки использовали для передвижения, осмотра сетей, ловли рыбы, охоты на уток и лебедей, перевозки грузов. На соревнованиях это традиционное средство передвижения служит участникам специальной лодкой для гонок. «Мань Хап» - это всегда праздник для наших жителей, которым не часто удаётся стать свидетелями таких больших соревнований.
«Футбол на снегу»
Также, каждый год на территории посёлка Ванзетур в конце марта проводятся спортивные соревнования «Футбол на снегу». Данный турнир проводится ежегодно с 1998 года и в основном на территории посёлка Ванзетур. Этим не совсем традиционным для мансийского населения видам соревнований исполнилось уже 25 лет. Их когда-то, будучи главой администрации посёлка Ванзетур, придумал и начал развивать глава администрации Шесталов Алексей Ефимович и с тех пор они регулярно проводятся и являются настоящим праздником для жителей посёлка. Обязательными участниками турнира являются учителя и выпускники Ванзетурской школы, а мы, жители посёлка, обязательно собираемся их поддержать и подкрепиться вкусной и свежей ухой и горячим чаем.
"